В течение следующих нескольких недель Китай выпустит рекордные 10,8 миллиона выпускников колледжей. Поиск работы для них оказался неожиданной головной болью для правительства президента Си Цзиньпина.
В течение следующих нескольких недель Китай выпустит рекордные 10,8 миллиона выпускников колледжей. Поиск работы для них оказался неожиданной головной болью для правительства президента Си Цзиньпина, которое изо всех сил пытается сдержать вспышки Covid-19 с помощью общегородских блокировок.
Перспективы настолько ужасны, что некоторые университеты призывают старшеклассников отложить выпускной. Студенты пожаловались Caixin, что им не разрешают защищать диссертацию, пока они не найдут работу. Некоторые были вынуждены заявить, что они будут «самозанятыми», просто чтобы получить диплом. По данным онлайн-сайта по подбору персонала Zhaopin Inc, по состоянию на апрель менее половины выпускников получили предложения о работе.
Государственные университеты находятся под сильным политическим давлением. В мае безработица среди городской молодежи достигла рекордных 18,4%. К июлю, пику выпускного сезона, по оценкам Bank of America Merrill Lynch, он может достичь 23%. Таким образом, университеты должны внести свой вклад в снижение этого числа. В конце концов, строгий контроль в связи с COVID-19 за счет стремительного роста безработицы среди молодежи не очень хорош для Си, который, как ожидается, выиграет беспрецедентный третий срок в конце этого года.
Все чаще новые выпускники колледжей надеются, что правительство сможет предоставить им первую работу. Согласно последнему опросу Zhaopin, государственные предприятия являются наиболее востребованными местами трудоустройства, в то время как только 17,4% выпускников 2022 года хотят работать в частном бизнесе.
Однако это не то, что государство готово предложить. С конца 1990-х госпредприятия сократили найм, а количество городских рабочих сократилось вдвое и составило примерно 55 миллионов человек. Государственные должности также пользуются большим спросом, но количество новых сотрудников остается стабильным и составляет около 170 000 человек в год.
Вместо этого за последнее десятилетие частный сектор стал крупнейшим работодателем Китая, в котором занято около 150 миллионов городских рабочих. В городах также насчитывается более 110 миллионов самозанятых жителей, которые подрабатывают по контракту с частичной занятостью, случайными заработками или работают в условиях гиг-экономики. Некоторым удалось стать влиятельными лицами в социальных сетях.
Явным признаком того, насколько дефицитными стали рабочие места в городах, является то, что юго-западная провинция Юньнань недавно предложила новым выпускникам колледжей ежегодную субсидию в размере 50 000 юаней (7 464 доллара США) на человека для работы в сельской местности. Некоторые пользователи сети шутили, что это повторение «движения вниз к деревне» 1968 года, когда Мао Цзэдун отправлял привилегированную городскую молодежь в отдаленные районы учиться у фермеров.
Что касается того, сможет ли Юньнань доставить груз, остается только гадать. Сумма субсидии немалая — это примерно пять месяцев средней стартовой зарплаты выпускника элитного университета Цинхуа.
Два года назад рынок труда Китая быстро восстановился после первоначальной вспышки пандемии. Тогда не было большой экономической травмы. Пострадала лишь небольшая территория вокруг Уханя, эпицентра Covid. Через три месяца жизнь вернулась в нормальное русло.
Сейчас рынок труда не такой устойчивый. Годовой технический кризис уничтожил большую часть спроса на молодых, образованных и разбирающихся в Интернете работников. Шанхай и Пекин, в которых 18 из 20 лучших школ с самой высокой зарплатой выпускников, борются со вспышками Covid с апреля.
Между тем, стремительный рост количества поступающих в колледжи за последнее десятилетие приводит к тому, что рабочая сила становится все более несовместимой с потребностями экономики. По оценкам HSBC Holdings Plc, новые выпускники колледжей теперь составляют более половины новой рабочей силы. Литература и искусство – одни из самых популярных специальностей.
Во время своего правления Си поднял экономический статус государственных предприятий и подавил «беспорядочную экспансию капитала» частного сектора. Что ж, у него есть больше, чем он желал. Привлеченные престижем и финансовой безопасностью государства, молодые люди теперь мечтают, чтобы его правительство могло предложить им работу. Помимо пожизненного президента, возможно, Си мог бы также стать главным специалистом по планированию карьеры в Китае?