Впрочем, сама героиня поначалу не особо задумывалась о статусе своих проектов. Ей просто хотелось оказать посильную помощь особенным детям и бездомным животным. Что ей удалось сделать, изучал inbusiness.kz.
Я бы в грумеры пошел
Все началось с волонтерства: стерилизации и лечения бездомных животных с дальнейшим «трудоустройством». Надо сразу сказать – дело не благодарное: даже по акции стерилизация кошки обходится в 5 тыс. тенге, лечение, как правило, дороже. А окружающие не понимают, что государство – пока в стороне, несмотря на принятие соответствующего закона. Но Мадину Рашитову это не остановило, благо есть основная работа, она трудится на Аксуской электростанции. Но чем больше погружаешься в проблему, тем больше средств она требует. А чтобы не ходить с протянутой рукой, это не ее стиль, решила построить небольшой бизнес, чтобы иметь какой-то дополнительный доход для растущих потребностей. Поехала в Новосибирск и вернулась оттуда дипломированным грумером. Сказать, что стоит очередь на услуги по стрижке собак или котов, было ы не совсем верно, но спрос имеется. Стоит такая услуга 4 тыс. тенге.
«К тому же те, кто приходит ко мне, понимают, на что пойдут эти средства. В силу того, что у меня есть основная работа, занимаюсь этим по выходным. Но если кому-то очень надо, то после работы. И знаете, когда видишь эти глаза маленьких животных, усталость проходит», – признается Мадина.
Особенные дети
Кроме четвероногих, есть в ее жизни и дети. И не только свои. А так называемые, особенные. Что это такое, она знает на собственном горьком опыте, но никогда не опускала рук и не давала себе быть слабой. Так, что Мадина как никто понимает, что детям с заболеваниями необходимо внимание и развитие. Поэтому, когда ее подруга выиграла грант через «ДАМУ» на открытие детской творческой мастерской «Эбру», не осталась в стороне.
Арендовали помещение, немного в стороне от центра города. Охват детей относительно небольшой, потому что для нормального функционирования инклюзивной мастерской необходимы тьюторы – неформальные педагоги. Но лиха беда начала.
«Инклюзивное образование предусматривает специфическую базу знаний и навыков. Поэтому я получила квалификацию специалиста в области нейропсихологии, АВА-терапии и коррекционной педагогики. Недавно вернулась из Москвы, где продолжаю обучение в школе навигаторов по инклюзии и изучаю международный опыт по созданию инклюзивных сообществ», – делится Мадина.
К слову, она подавала заявки на гранты, ее проекты были связаны с особыми детьми и бездомными животными, но члены комиссии выбрали проекты по обустройству городского пляжа и детских площадок. Впрочем, она не теряет надежды.
«Причин, почему я занялась и этим проектом, много, одна из них – желание изменить отношение к таким непопулярным в нашем обществе темам как дети с ограниченными возможностями, бездомные животные. После принятия Закона об инклюзивном образовании в РК у меня появилась идея организовать сообщество тьюторов. Эти люди сопровождают детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении в школе», – говорит Мадина.
Есть куда расти
В планах – развитие социально-предпринимательской деятельности, где бы инвалиды – подростки, бабушки могли заняться рукоделием с дальнейшей реализацией своих изделий. Таким образом, эти люди могли улучшить качество своей жизни за счет продажи результатов своего труда.
Кстати, за время продвижения своих проектах, пусть и не получивших одобрение, научилась правильному формированию социальных идей, в том числе, на примерах российских, где эта форма активно развивается. А учеба в Москве свела ее с алматинскими коллегами, продвигающими идею инклюзивного образования. Теперь Марина подумывает о бизнес-тренерстве, с уходом во фриланс, чтобы зарабатывать и заниматься животными и детьми.
О том, что коучеры, бизнес-тренеры сегодня имеют спрос убедилась на примерах алматинских коллег. Аксу, конечно, не южная столица, но когда-то в ее родном городе не слышали и о грумерах. А то, что малый и средний бизнес сегодня бросился за получением консультаций по эффективности бизнеса, работы в команде, так и есть. Люди понимают, что для выстраивания долгосрочного бизнеса данные направления играют значительную роль. Эту мысль Мадина готова донести до местного бизнеса.
Что касается бездомных животных, то планирует «закольцевать» в одно целое ветклинику, гостиницу для животных и груминг. Планов много, сидеть сложа руки некогда.
Марина Попова, фото из архива Мадины Рашитовой